Тернистый быт паломника (Хаджи)

hadjМножество книг и статей написано по поводу совершения паломничества в священную Мекку, в нашей статье мы акцентируем внимание не на ритуалы и молитвы, а на быт паломника в Хадже. Многие считают, что если есть деньги на Хадж то можно смело отправляться, однако они сильно ошибаются.

Да, конечно деньги нужны, но это далеко не самое главное и важное чтобы совершить полноценный Хадж принимаемый Всевышним.

Чтобы для паломника не было неожиданностью, и он приехал с Хаджа не озлобленным и удовлетворенным мы опишем все трудности паломника, с чем он столкнётся, выполняя пятый столп Ислама.

В нашей статье мы не будем затрагивать тему получения виз для паломничества в Священную Мекку, так как эта тема обширна и не входит в формат нашей статьи, и поэтому будем считать, что Ты как паломник уже получил визу и собираешься в Хадж.

Паломник должен  подготовиться:

  • материально;
  • физически;
  • морально;
  • духовно

Рассмотрим более подробно каждую из вышеперечисленных категорий:

Самой сложной является моральная и духовная подготовка для тех, кто вел и ведет себя не в соответствии с нормами Ислама и конечно за столь короткий промежуток времени сложно изменить себя в лучшую сторону, но на все воля Всевышнего.

Материальная подготовка:

Каждый, кто собирается в Хадж задается вопросом так, сколько же денег необходимо взять с собой? Все зависит от того что Ты собираешься там с деньгами делать. Если ходить по магазинам это одна сумма, если раздавать милостыню, то другая сумма, если питаться в кафе, то третья и т.д.

Мы исходим из того, что Ты едешь не в туристическую поездку на шоппинг, а в Хадж и поэтому в среднем от 500 до 1500  долларов США будет вполне достаточно даже останется. Не нужно брать слишком много денег и транжирить их там, показывая свою  «щедрость» как прилюдно, так и  тайно от людей.

 Милостыня

Некоторые считают, что потратив 1 доллар США в Саудовской Аравии в качестве милостыни они получат от Аллаха 700 долларов США и поэтому стараются, кому попало раздать деньги выполнив для себя,  так называемую программу «минимум» в надежде, что Аллах им непременно вернет эти деньги в этой жизни, иными словами, в конечном счете, делают все это ради мирского, а не вечного. Никто из живущих не может сказать примет Аллах это или нет, но как мы все знаем из достоверных хадисов, дела оцениваются по намерениям. Раздавая деньги направо и налево, будь то попрошайкам, или уборщикам (дворникам) мы тем самым создаем армию попрошаек, что в исламе крайне порицаемо. Да и в самой мечети Масджиду-ль-Харам (Мекка) написано на табличках с запрещающим знаком, чтобы не давали денег попрошайкам. Лучше будет, если потратить деньги на паломников, которые едут вместе  с Тобой в группе. Например, можно за всех заплатить такси, купить какое-нибудь угощение для всех, либо купить несколько экземпляров священного Корана и положить их в мечети Масджиду-ль-Харам (Мекка)  и в мечети Пророка (Медина)  и т.д в общем надо начинать с ближнего своего брата по вере.

И естественно не стоит набрасываться на то, что и нам как паломникам кто-то что-то дает и тем более не стоит брать лишнее. Как рассказал один паломник у них в гостинице поставили у входа в лифт брошюры с религиозной тематикой из расчета количества паломников, так некоторые начали брать по два по три экземпляра, когда у них  спросили, зачем вы берете  лишнее они  в ответ — для брата, для сына и т.д . Паломники либо не задумываются над своими действиями, либо им все равно, то что они, взяв лишнее, отставляют своего брата по вере без ничего. Мы привели лишь один пример, к сожалению таких примеров, большое множество.

Питание

Советуем выбирать тур в Хадж с питанием, хотя может и дешевле обойдется самим что-то покупать и готовить. Но это дешевизна сильно ударить по цели Хаджа, вместо того чтобы поклоняться Аллаху мы будем ходить по рынкам и магазинам в поисках продуктов и потом заниматься приготовлением еды. С собой из Дагестана можно взять мед, грецкие орехи, фундук. Финики можно приобрести в самой Мекке или в Медине.

Бывает так что паломник который выбрал тур с питанием и паломник который выбрал тур без питания живут в одной гостинице либо в палатке и когда приносят еду, то паломник который выбрал тур без питания нагло берет еду т.е оставляя своего брата который выбрал тур с питанием без еды. Ведь еда доставляется из расчета количества паломников оплативших тур с питанием.

Там где организован шведский стол, некоторые паломники толкаются в очереди за едой набирают полные тарелки всего от жадности, но большинство тех кто так набирает еду никогда не доедает и половины того что набрал, а брату который подошел позже ничего не остается от еды. В этой ситуации паломник попадает в двойной грех. Первый — когда недоеденная еда выбрасывается в мусор, второй – когда оставляет брата по вере голодным.

Следует отметить, когда находишься в долине Мина, и на горе Арафат следует брать воду и еду только рядом со своей палатки, а не таскать с территории  других  палаток, тем самым мы можем оставить без еды и воды братьев по вере других групп паломников. Если Ты все же остался без еды и воды, то нужно спросить разрешение у паломников других групп чтобы взять еду и воду с их территории.

2 3

 

Можно с собой взять маленький чайник либо кипятильник для чая, так как в долине Мина, Муздалифа и на горе Арафат из-за многочисленности людей возникают перебои с кипятком. Некоторые особенно женщины умудряются прийти к общему баку с водой, где кипятится вода для чая со своим чайником и набирать оттуда кипяток, оставляя других паломников, у которых нет чайников без кипятка. Ведь они могут налить холодную воду в свой чайник и приготовить себе чай, о чем либо не догадываются, либо им все равно.

4

Кроме чайника нужно еще  взять с собой из пластмассы стакан, тарелку, ложку, вилку, нож, и зубочистки. Да и вообще рекомендуем, находясь в Хадже, есть и пить мало, не набивая до отказа животы, ведь все мы знаем из достоверных хадисов, что одна часть желудка наполняется едой, другая часть водой и третья часть остается для воздуха. Да и чем меньше ешь, тем реже придется и бегать по нужде, каждый раз тратя драгоценное время на омовение, стоя в очередях.

6 7

Всегда перемещаясь в Мекке (в долинах Мина, Муздалифа, Гора Арафат) необходимо иметь с собой хотя бы 1 литр воды, чтобы не искать и не просить у других паломников, и лучше, если эта вода будет Зам-Зам.

Одежда

Одежду лучше выбирать светлых тонов и чтобы была она свободной и удобной. Для меньшей возни со стиркой можно взять три комплекта одежды для выхода, чуть больше комплектов нижнего белья и  одну форму типа спортивной, чтобы одевать в номере гостиницы. Нужно учитывать, что в Аравии очень жарко и в течение 1 – 2 дня одежда начинает неприятно пахнуть. Ведь все мы знаем из достоверных хадисов, что чистота  часть веры. Время нахождения в Хадже 2- 4 недели и поэтому комплект  одежды необходимо подбирать с учетом  этого времени, главное не переборщить с этим, взяв с собой большое количество ненужной одежды.

Обувь также необходимо взять три комплекта. Одна обувь должна быть удобной и обязательно проверенной лучше из кожзама и с мягкой подошвой, естественно данная обувь должна соответствовать требованиям предъявляемая к обуви паломника (запрещена обувь, закрывающая щиколотки, пятки и пальцы ног). Многие привозят новую обувь,  надевая которую  натирают мозоли, что мешает полноценно проводить обряды, ведь приходится много ходить. Другая обувь — сменная для того чтобы непосредственно одевать в мечети Масджиду-ль-Харам (Мекка). Третья обувь — обычные резиновые тапочки для принятия душа.

К обуви желательно еще и приложить маленькую сумочку (типа той в которой школьники носят спортивную обувь) чтобы могли ставить сменную обувь в сумочку, когда заходишь в мечеть Масджиду-ль-Харам (Мекка) и лейкопластыри для мозолей.

Ихрамодежда мужчины паломника, состоящая из двух кусков белой хлопчатобумажной ткани, где один обматывается вокруг пояса, а второй кусок накидывают на себя, которая прикрывает грудь и спину.

8

Один комплект лучше взять с собой, а второй комплект  лучше купить в Мекке. Паломнику  особую осторожность с ихрамом надо проявлять в туалете, он может сползти и запачкаться нечистотами. В этой ситуации и выручит второй комплект ихрама. И не нужно покупать ихрам где по краям для красоты есть бахрома, данная бахрома, свисая, будет пачкаться.  Если у нас ихрам стоит 1500 рублей, то в Мекке его  можно купить где-то за 500-600 рублей. Ихрам лучше брать потолще, типа банного полотенца им и вытираться можно и теплее, ведь всюду работают кондиционеры и в палатках, и в гостиницах и автобусах  где часто и холодно бывает.

К ихраму нужно купить и пояс, лучше брать толстый пояс с небольшими кармашками, куда можно ставить деньги. Данный пояс можно подвернуть в ихрам и он будет со всех сторон защищен от воров. Не рекомендуем брать пояс с большими кармашками типа пояса торгашей на рынках. Такой пояс карманники часто режут лезвием, и многие паломники остаются без денег и ценностей. Зная это некоторые паломники – попрошайки ходят и просят денег ссылаясь на то, что их, таким образом, обокрали. Для женщин также рекомендуем сделать пояс из материала на липучках для ношения под одеждой. Излюбленные места карманников это туалеты, бани, возле Каабы во время тавафа (обход вокруг Каабы), Джумрату-ль акабат  в долине Мина во время бросания камешков, а также  и иные места большого скопления народа во время давки.

9 10

Можно взять с собой полотенце для лица и небольшое полотенце для рук. Нелишним будет взять с собой легкую курточку, жакет или свитер, особенно для тех, у кого часто продувает поясницу. Продуть поясницу можно как в мечети, так и во время бросания камешков на Джамарату-ль-акабат когда проходишь через тоннели, где установлены мощные вентиляторы, да и вообще когда станет прохладно, чтобы было что надеть.

Нужно взять с собой солнцезащитные очки и маленький зонтик от солнца необычных цветов, чтобы можно было из толпы различать друг друга, например фиолетового цвета. Зонт можно купить и в Мекке тоже.

Еще необходимо взять с собой сумочку из материала размером примерно 50х30 сантиметров и вместо молний лучше сделать липучки с многочисленными кармашками внутри, а также предусмотреть место для литровой бутылки, которую  можно сделать снаружи сумки.

Нужно с собой взять еще и  молитвенный коврик средней толщины или потолще,  либо приобрести такой коврик  в Мекке, что будет намного дешевле. Данный коврик необходим в мечети Масджиду-ль-Харам (Мекка)  во — первых там весь пол из мрамора и местами из бетона который порой бывает холодным и не совсем чистым (из-за строительства бывает пыль и грязь, хотя и часто убирают), а также мягче на нем сидеть чем на твердом полу из мрамора и бетона. Когда сидишь в мечети не пять или десять минут, а часами, все приведенное выше начинает отвлекать от поклонения Аллаху. Лучше будет еще, если взять с собой сиденье (сидушка) для туриста размером 35х25 и толщиной не менее 1 см из изолона или аналогичного материала. Ведь когда часами сидишь в мечети в поклонении, начинают болеть ягодицы и колени.

11

Для долины Муздалифы необходимо предусмотреть кусок полиэтилена размером 1х2 метра, чтобы постелить на пол, ведь там вокруг в основном голая земля и пыль толщиной 5 см и аналогичного размера коврик на котором можно лежать. Ведь в долине Муздалифа необходимо провести ночь,  а там нет никаких удобств. Соответственно паломник, лежа в пыли, явно испытывает дискомфорт, и мысли у него заняты тем, как бы поскорее покинуть данное место, нежели находится в поклонении Аллаху. Некоторые приносят никому, не сказав и  не спросив разрешения, с палаток долины Мины  либо с гостиницы одеяла как будто это их одеяла, которые потом кидают в эту пыль и грязь, что естественно не следует паломнику делать.

1 12

О том, что в долине Муздалифа нет удобств, как нам рассказал паломник, их не предупредили, хотя у самих руководителей групп все было заранее подготовлено, т.е и в этой ситуации мы видим что большинство руководителей групп паломников не выполняют своих прямых обязанностей.

Средства гигиены

Паломник должен взять с собой и средств личной гигиены:

  • зубную пасту, щетку и кожух для зубной щетки;
  • сивак и миск;
  • маленькое зеркальце;
  • ножницы;
  • бритвенный станок;
  • маленькую машинку для стрижки волос;
  • мыло с мыльницей и шампунь;
  • маленькую пачку порошка на 200 гр и 1 кусок хозмыла;
  • влажные и сухие салфетки;
  • маленькую сумочку для принадлежностей личной гигиены.

Естественно мыло, шампунь, салфетки должны отвечать требованиям предъявляемые к ним для паломника вступившего в Хадж и Умру, т.е не должны обладать запахом. При возвращении из Муздалифы в Мину необходимо сбривание (укорачивание) волос в этом случае нам и пригодится машинка для стрижки и  бритвенный станок. Обычно в Мине начинается ажиотаж и все одновременно начинают стричься и бриться. Чтобы не стоять в очереди, можно вытащить свои инструменты и попросить паломника из группы, чтобы Тебя постригли либо обрили. Не стоит забывать, чтобы после стрижки убрать за собой, а то там столько волос валяется под ногами, что убирать не успевают. Необходимо в этот момент вспомнить, что чистота эта часть нашей веры.

Если ты совершаешь Умру, то постричься можно и в Мекке возле мечети Масджиду-ль-Харам (Мекка) стоит такая процедура 10-15 реалов или 80-120 рублей, либо в гостинице можно попросить паломника из группы чтобы Тебя постригли.

Некоторые паломники ходят в палатках или в мечети  усиленно и подолгу чистят зубы сиваком, мы считаем, что так делать не культурно, для этого есть душевые кабины, умывальники, туалет, если есть в этом необходимость надо там и чистить. Как будет смотреться, если каждый возьмет зубную щетку и пасту и также начнет ходить и чистить зубы. Конечно, любой скажет, что за безобразие, а почему с сиваком можно так ходить?

Телефон

Телефон лучше взять дешевый фонарик, чтобы не беспокоится за дорогой и не думать, чтобы его не украли. Сим карту с тарифным планом необходимо подобрать таким образом, чтобы не было абонентской платы и Тебе выгодно было производить исходящие звонки. В общем, на звонки достаточно 1000-1500 рублей, если звонить раз в несколько дней и не говорить более 5 минут. Обычно паломники всем раздают свои номера и им постоянно звонят родственники, и они тратят такое драгоценное время на ненужные разговоры. Паломник должен дать свой номер лишь  одному или двум наиболее близким людям, и выходит на связь либо через день, либо через два в условленное время и не более пяти минут, чтобы сообщить о себе, а те в свою очередь передадут информацию остальным родственникам, кто будет интересоваться судьбой паломника. В остальное время телефон должен быть выключен, чтобы паломник проводил время в поклонении, а не в разговорах. Полезно будет обменяться телефонными номерами и паломниками группы и руководителем на случай экстренной необходимости.

Всегда необходимо с собой носить бейджик с фотографией и с поясом одеваемым на запястье где о Тебе написана контактная информация, чтобы случись чего Тебя могли идентифицировать и связаться с Твоей группой.

Помимо разговоров взяв с собой «крутой» телефон, паломник начинает сидя в мечети заходить  в интернет, общаться по скайпу, по вацапу, по виберу отправлять и принимать SMS, MMS, вести видео и фотосъемку, в общем, делает все что угодно кроме поклонения Всевышнему.

 Фотоаппарат/видеокамера

Фото и видео съемку официально в мечети Масджиду-ль-Харам (Мекка) запрещена. Там висят таблички с запрещающим знаком, и если охранник увидит, что Ты снимаешь, то он попросит убрать фото и видео камеру. По поводу запрета у нас возникло ряд предположений:

  • так как там много женщин и мужчин, нежелательно смотреть на чужих мужчин и женщин с непристойными мыслями и тем более производить фото и видео съемку с такими намерениями;
  • так как там много людей и все они разные по цвету кожи, больные, инвалиды, некрасивые или красивые, кто спит, кто храпит, кто лежит, кто ест, кто жует и т.д может возникнуть неловкая ситуация и это если мы снимаем с разными мыслями и намерениями, то естественно такое действие является харамом. В глазах немусульман, которые увидят данные фото/видео съемку, может возникнуть отвращение и т.д.

Но если у нас помыслы чисты и мы хотим запечатлеть на память себя на фоне Мекки и Медины, то считаем, что в перерывах между поклонениями можно производить фото и видео съемку себя и окружающих выбирая при этом приличный фон. Главное при этом не переусердствовать.

Фотоаппарат и видео камеру необходимо взять небольших размеров, чтобы она была удобна в использовании, немного весила и занимала мало места в сумке паломника.

Такси/мопеды

К услугам такси приходится прибегать, когда гостиница от  Масджиду-ль-Харам (Мекка) и  мечети Пророка (Медина) (да благословит и приветствует Его Аллах) находятся вдали более 30 минут ходьбы. Молодые паломники могут и пешком добираться, однако паломникам пожилого возраста трудновато по жаре каждый раз добираться до мечетей. Мекка и Медина привлекает не только паломников,  но и мошенников, так, когда договариваешься об оплате с таксистом нужно четко оговорить сразу же перед посадкой, сколько Ты готов отдать за такси и если вас несколько человек, то за одного он имеет ввиду, или за всех кто сядет в машину. Средняя цена такси в Мекке 15 реалов за одного человека, это около 120 рублей, можно договориться, что данная цена за всех кто сядет в такси. Бывает порой и до 100 реалов доходит с одного человека.

14 15

 

Поэтому необходимо четко и внятно получить от фирм занимающихся Хаджем на каком расстоянии от мечетей находится Твоя гостиница, чтобы можно было спланировать предстоящие расходы. Часто бывает, что  паломников обманывают фирмы и говорят, что гостиница находится в пяти минутах ходьбы, а на самом деле может находиться более в 30 – ти минутах ходьбы. Либо фирмы говорят, что Тебя будет привозить и увозить автобус, на самом деле этого может и не быть, а может, что приедет пару раз и потом скажут, что, мол, город встал в пробке и невозможно автобусу подъехать к гостинице, мол, добирайтесь пешком или на такси. Некоторые турфирмы занимающиеся Хаджем в договоре с паломником указывают, что за качество автобусного обслуживания клиентов ответственность не несет, поскольку оно осуществляется Министерством хаджа государства Саудовская Аравия.

16

Да и еще следует очень аккуратно переходить улицу, там намного хуже и без правил ездят, чем в Махачкале. Некоторые в качестве такси используют и мопеды, лучше не садиться на мопеды это опасно для жизни. Практически все машины на улицах Мекки побитые, поцарапанные, большинство старые, наверное, 70-х годов.

17 18

 

На транспорте всегда необходимо проявлять бдительность. Как рассказывал один паломник, когда они ехали на автобусе из Мекки в Медину, проехав около полпути,  в салоне автобуса появился сильный запах солярки те, кто сидели на последних рядах сообщили об этом руководителю группы, тот не придав этому значению, сказал что автобус старый и, мол, это обычное явление. Проехав еще немного запах, почти заполнил весь салон автобуса, только после этого водитель остановил автобус и вышел посмотреть, что же там произошло, вернувшись обратно, он сказал, что треснул топливный шланг и продолжил путь, до стоянки еще проехав 10-20 км. На стоянке все вышли из автобуса и увидели, что весь моторный отсек автобуса заполнен соляркой и только по воле Аллаха ничего не загорелось. В этой ситуации водитель и руководитель группы подвергли опасности весь автобус с паломниками, поэтому если возникают те или иные ситуации не нужно слепо полагаться на руководителей, а необходимо самому активно принимать участие в разрешении ситуации.

19 20

Так что Ты всегда должен быть готов, что тебя либо местные жители обманут, либо свои же паломники или руководители. Зная, что такое может быть Ты не должен  расстраиваться и злиться на произошедшее, а должен еще более усерднее поклоняться Аллаху.

 

Физическая подготовка:

Прежде чем собраться в Хадж паломник должен пройти полное обследование у себя дома. Если есть что подлечить, то обязательно должен пройти лечение. Сделать реально все необходимые прививки, а не покупать справки за деньги. В случае хронических болезней взять с собой историю болезни, и если что-то обостряется то предупредить руководителя группы и паломников группы, что необходимо делать в этих ситуациях.

Так как придется много ходить и стоять, необходимо хотя бы за три месяца до отъезда в Мекку каждый день проходит минимум 5-10 км и делать упражнения укрепляющие спину, поясницу и ноги.

Настоятельно рекомендуем, паломнику минимум 1 раз в неделю на протяжении одного года перед отъездом в Мекку на целый день оставаться в мечети, проводя время в молитвах. О духовной составляющей молитв в мечети мы опишем в разделе духовная подготовка, но в этом разделе мы уделим внимание физической подготовке паломника. Паломник, проводя целый день в мечети, обнаружит свои слабые места в организме и будет делать все возможное, чтобы их устранить. Например, он научится выбирать удобную позу, чтобы сидеть долго и безболезненно, либо менять позу эпизодически, либо делать определенный перерыв  и некие упражнения, т.е условия будут как говорят военные максимально приближенные к боевым. Данная тренировка поможет паломнику с комфортом и безболезненно находится в поклонении Аллаху во время Хаджа.

С собой необходимо взять необходимые лекарства для хронически больных, а те, кто здоров, то взять, как минимум лекарства от головной боли, лекарств от диареи, лекарства от насморка, кашля и простудных заболеваний. Почти 90% всех паломников простужаются, это связано с тем, что многие пьют холодную воду, когда на улице жара, что категорически делать нельзя, даже в мечетях Масджиду-ль-Харам (Мекка) и  мечети Пророка (Медина) (да благословит и приветствует Его Аллах) есть теплая и холодная вода Зам-Зам. Надо пить теплую, либо набрать холодную и выпить через полчаса. Работают усилено  в помещениях и автобусах кондиционеры, что также подвергает паломника к простудным заболеваниям. Да и если сидеть на холодном полу в мечетях либо в долине Муздалифы тоже подвергает организм к риску простудиться. И естественно где большое скопление народа там и большое скопление инфекционных заболеваний. Вместе все эти перечисленные факторы и влияют на простудные заболевания.

Как обычно фирмы занимающиеся Хаджем говорят, что Тебя будут сопровождать квалифицированные врачи, на самом деле так может и не быть. Как, например, рассказывал паломник, что в их группе на 700-800 человек было два врача. Во, первых когда люди болели то не всегда могли застать врача на месте. А во вторых,  когда одна группа численностью 120 человек поехала в Медину, врачи остались с основной группой в Мекке. В Медине та группа пробыла 3 дня, а врач там так и не появился, хотя и там болели люди. А руководителям не было никакого дела до больных, также как с гостиницей и автобусами паломников опять обманули и с врачами.

Паломнику необходимо много пить Зам-Зам с определенными мыслями, и читая молитвы, данная вода является благословенной и лечебной, что положительно скажется на здоровье паломника. Водой Зам-Зам можно и протирать больные участки тела, что также окажет, лечебный эффект.

Поэтому паломник должен полагаться на свои силы и взять хотя бы минимум из лекарств, которые могут ему пригодиться. Ведь как тяжело будет паломнику поклоняться, когда болеет, и естественно  он будет думать о своих болячках, о не поклонениях Аллаху. Чтобы такое не произошло, паломник должен бережно относиться к своему здоровью и как минимум принять во внимание рекомендации описанные выше.

Аэропорт:

В последние годы основным транспортом для паломников является самолет. Паломникам, летящим самолетом, хотелось бы дать ряд рекомендаций:

  • многие наши как паломники, так и обычные люди бывают, нетерпеливы, когда идет посадка и высадка из самолета. Все бегут и толкают друг друга на посадке и аналогично ведут себя при высадке. Не успевает самолет приземлиться как те, которые сидят впереди в салоне, встают и начинают вытаскивать свои вещи, закрывая путь тем, кто идет сзади, хотя бортпроводники говорят, что первыми встают и выходят пассажиры, сидящие сзади, но мало кто это слышит.

21 22

 

  • паломник до отлета должен заблаговременно узнать у руководителя, сколько килограммов груза можно взять с собой бесплатно и сколько надо заплатить, если будет перегруз. Обычно разрешают 20 кг груза сдать в багаж и 5 кг ручная кладь. Однако не всегда это может быть так. Как нам рассказал, паломник в их группе происходило все по-разному. Например, при отлете с Медины в Амман в аэропорту одним сказали, что на одного человека допускается одна сумка не важно, какого веса, соответственно пришлось объединять две или три сумки в одну хоть общий их вес и превышал 20 кг. Данная процедура наматывания полиэтилена на две сумки в аэропорту Медины стоило 35 реалов или 280 рублей. Другим сказали, чтобы сумку более 35 кг разделили на две сумки. Поэтому паломнику не стоит набивать сумки до отказа, лучше чтобы были две небольшие сумки весом по 10 кг и на всякий случай взять одну большую челночную сумку, в которую можно было бы вложить в случае необходимости две другие сумки стоимость такой челночной сумки около 10 реалов или 80 рублей.
  • паломник еще в гостинице перед отлетом должен взвесить свои чемоданы, чтобы определить, сколько весит каждая сумка. В случае, если вес превышает 20 кг, то необходимо договориться с другими паломниками у кого меньше груза чтобы они взяли и твои сумки. Но порой бывает так, что договорившись в гостинице об этом, в аэропорту может резко изменится ситуация. Как нам рассказал паломник, в гостинице он договорился с пожилой семейной парой, которые были неоднократно в Хадже, чтобы они взяли одну из его сумок, однако в аэропорту уже при взвешивании груза неожиданно подошел руководитель их группы, убрал его сумку с весов и положил свою сумку, сделав это нагло и цинично. Бывают и такие руководители, которые думают о себе, а не о паломниках не выполняя возложенные на них функции руководителя. Кстати данный руководитель той группы один из первых побежал оформлять свои чемоданы, вместо того чтобы быть последним и помочь другим паломникам особенно тем кто впервые выехал в Хадж.
  • мы хотели бы обратить внимание и на то, что обычно, когда паломники едут в Хадж, то они стараются знакомиться друг с другом при этом, объединяясь, однако на обратном пути они разъединяются и ведут себя, так как будто не знакомы друг с другом. На наш взгляд данная психология паломника строится на следующем — так кто едет особенно впервые старается знакомиться с теми, кто был неоднократно в Хадже, надеясь, что он может получить помощь в Хадже и прояснить те или иные возникающие ситуации. А когда возвращаются домой, то зачем им новые знакомые надо самим быстрее добраться домой. Следуя такой психологии, они поступают не так, как должен поступать настоящий мусульманин, чем и наказывают себя в обоих мирах. Например, в России негативно относятся к жителям Кавказа, соответственно при прилете в Москву в аэропорту Домодедово их на пограничном контроле задерживают дольше остальных паломников, подвергая дополнительному контролю. А багаж естественно паломников не ждет, и выкладывается на багажный транспортер в общем зале аэропорта, где находятся пассажиры, прилетевшие с  разных стран. За твоим багажом никто не смотрит и любой пассажир, находящийся в этом зале может взять твою сумку и выйти из аэропорта. Администрация аэропорта ответственности за это не несет. Как нам рассказал паломник, было много случаев, когда паломники не могли найти свои сумки и воду Зам-Зам. А если бы они договорились в группе, что несколько человек кто первый пройдет пограничный контроль начнет собирать весь багаж в одном месте, то можно было с уверенностью сказать, что из зала аэропорта никто не украл бы багаж паломников. Так  один паломник когда не нашел сумку написал заявление в администрацию аэропорта с описанием сумки в тот же момент не выходя из зала прилета. И через две недели сумка нашлась, оказывается она осталась в аэропорту г. Амман (Иордания)  т.е в транзитном аэропорту (Медина-Амман-Москва). Поэтому если у паломника не найдется багаж надо сразу же в аэропорту посмотреть вокруг несколько раз, не обнаружив багаж написать заявление с подробным описанием сумки. Лучше до отлета сфотографировать свой багаж на фотоаппарат или телефон.

23 24

  • некоторые турфирмы в подарок дают 10 литров воды Зам-Зам, которая представляет собой пластиковую бутыль, вложенную в картонную коробку. Так как все коробки одинаковые то паломники пишут на них имена, соответственно некоторые паломники, не увидев своего имени на коробке, берут любую другую, оставив другого паломника без воды. Чтобы так не происходило. Рекомендуем данную коробку с водой положить в челночную сумку обмотав скотчем, чтобы можно было написать свое имя и соответственно никто не будет знать что там вода и не найдя своей бутыли не возьмет твою воду.
  • каждый паломник должен знать, что важное и ценное не стоит сдавать в багаж, лучше брать с собой как ручная кладь.
  • багаж может теряться, и когда едут с гостиницы в долину Мина и обратно возвращаются в гостиницу. Может потеряться и когда с гостиницы грузят в автобусы, направляемые в аэропорт, еще когда в аэропорту с автобуса выгружают до сдачи багажа на весы т.е всегда, когда происходит передвижение багажа. Поэтому паломник должен по возможности лично следить за своими вещами, чтобы не потерялся багаж.

Шоппинг (покупки):

Некоторые паломники порой забывают для чего они приехали в Хадж, и сломя голову бегут на рынки и в магазины, делая всевозможные покупки. Покупки можно разделить на следующие виды:

  • покупки для себя и своей семьи;
  • подарки для друзей и родственников;
  • покупки для ведения бизнеса.

Обычно перед паломничеством в Хадж многие друзья и родственники дают  тебе денег на дорогу. Приняв от них эти деньги ты становишься  сам того не зная заложником (ты им обязан что-либо привезти) и уже тебе неудобно будет приехать с пустыми руками из Хаджа. Да и они подумают вот денег дали ему, а он даже четок не привез. Не приняв денег от них,  ты становишься независим и можешь либо взять что-либо для подарков либо не брать ничего. Проблема здесь возникает не в том, чтобы брать или не брать что-либо как за свои деньги, так и за деньги других, а то, что Ты будешь занят мыслями о покупках, и  будешь терять время на их осуществление, что является полным безрассудством для накопления  божественной благодати на священной земле. Но, если Ты все-таки решил что-то приобрести, то лучше это поручить паломникам из группы, которых не особо заботит божественная благодать можно им отдать денег и попросить купить что-либо для Тебя, а сам тем временем проводи время в молитвах и поклонениях в мечетях Масджиду-ль-Харам (Мекка) и в мечети Пророка (Медина).

В основном покупают подарки для родственников и друзей – четки, коврики, миск и сиваки.  В настоящее время то, что паломники привозят из Хаджа, для многих не представляется ценным как раньше. Привезенные раньше, например четки передавались из поколения к поколению как привезенные из священной Мекки и пресветлой Медины и высоко ценили. Сейчас таких  четок или ковриков по несколько штук у каждого и подаренные они Тобой  будет очередной в копилке ковриков и четок. Тем более там много китайского ширпотреба, которые и у нас на местах в излишке.

Мы считаем, что лучше и ценнее будет, если из Мекки привести настоящий Зам-Зам, а с Медины финики сорта «Аджва», которые можно и раздать всем родственникам и друзьям.

В своде хадисов «Сахих аль Бухари» за №1530 (5445) Посланник Аллаха (да благословит Его и приветствует Аллах) сказал: «Тому, кто каждое утро будет съедать по семь фиников сорта Аджва, в этот день не повредит ни яд, ни колдовство».

Моральная подготовка:

25

Каждый паломник совершающий Хадж также должен быть морально подготовленным. В чем заключается такая подготовка, спросишь Ты?  В том что начиная с  того момента как выехал из дома и заканчивая тем как заехал обратно в дом, дорога будет Тебя испытывать трудностями. Тебя могут оскорбить, нагрубить, задеть, обмануть, толкнуть, наступить, обокрасть  и т.д поэтому Ты должен уже до поездки решить для себя как Ты будешь себя вести в той или иной ситуации. Надо представить ситуацию  и найти пути решения в соответствии с требованиями Ислама.

Приведем пример, как вели себя сподвижники Пророка, так в битве при Хайбаре, сражаясь с одним из врагов, Али сразил противника и уже занес над ним свой меч, как тот плюнул в лицо Али. Али мгновенно остановился, вложил меч в ножны, развернулся и ушел… Затем тот человек нашел Али и спросил объяснения столь странного поступка. «Я сражался за ислам, а не за себя лично. Если бы я убил тебя тогда, то отомстил бы за себя лично, и стал бы убийцей!» Человек ушел, глубоко потрясенный. В последствие он принял ислам.

А как мы себя ведем — нас толкнули мы в ответ толкнем, нас оскорбили мы еще хлеще оскорбим порой переходя на мат и т.д мы  забываем что мы – мусульмане и являемся примером для подражания остальных людей. Ведя себя негативно, мы тем самым не столько себя, сколько остальных мусульман ставим в неприглядном виде, и это начинает отталкивать от мусульман остальных людей. Морально нужно готовиться не только перед поездкой в Хадж, морально готовить себя нужно на протяжении всей своей жизни.

Приведем лишь несколько примеров, хотя их может быть и больше когда нужно проявить терпение и повести себя достойно:

  • при тавафе (обход вокруг Каабы) возникает толкотня и давка, паломники порой ругаются и толкают друг друга, когда их задевают, прижимают, наступают на ноги – на все это нужно спокойно отнестись и не давать сдачу, а мило улыбнуться и продолжить свой путь;
  • паломники порой молятся, доставляя другим при этом неудобства, например, могут загородить проход, могут молиться вблизи Каабы, около хиджры Исмаила мешая тем, кто совершает  таваф или около макама Ибрахима  и т.д. Конечно, можно там молиться, но надо обязательно учитывать возникающие вокруг обстоятельства, если есть возможность, не причиняя вреда другим совершить намаз, то делай его, если нет такой возможности в виду большого скопления людей, то не делай, а  соверши намаз в другом месте.

26 27

 

  • возле воды Зам-Зам на разных этажах, особенно между холмами Сафа и Марва образуется также толкотня и давка, каждый старается быстрее наполнить стаканчик или бутылку с водой, либо несколько бутылей водой – в этой ситуации надо спокойно ждать и продвигаться по очереди никого не толкая и не давя.

28

  • возле воды Зам-Зам помещают пластиковые стаканчики, и некоторые паломники пьют по два три стакана сразу, и каждый раз при этом используя новый стаканчик. Возникает вопрос почему? Ответ да потому что все бесплатно. Если бы паломнику пришлось бы платить за стаканчик, он ведь не покупал бы каждый раз новый стаканчик, когда пьет сразу несколько стаканов подряд. Такое поведение является расточительством, что в Исламе порицаемо.

29

  • большинство паломников особенно с Пакистана, Афганистана, Индии, а также некоторые из нас очень сильно мусорят. Пьют воду, едят мороженое и затем бутылку или упаковку бросают прямо под ноги себе, особенно это заметно в долине Мина там горы мусора и такое ощущение как будто ты находишься на свалке. В этой ситуации необходимо мусор бросит в урну либо положить себе в сумку и потом бросить когда дойдешь до урны. Как рассказал один из паломников, он поймал такси и ехал в сторону долины Мина. Таксист по дороге посадил еще одного паломника, похоже, родом из Пакистана был, так он сел на сиденье на корточках с туфлями и мало того, сделал глоток воды с бутыли и выбросил через окно. Затем открыл новую бутыль, также сделал глоток и выбросил из окна. Эти бутыли с водой ему дали бесплатно как садака, как мы и описывали выше, когда бесплатно тогда и не ценят. Можно понять еще как-то поведение людей с Пакистана, Афганистана, Индии, где сильно развита нищета и естественно культура у них  находится  на низком уровне, но когда так ведут наши паломники, то понять их поведение очень сложно. Естественно мусорить нельзя нигде и заниматься расточительством, а особенно на священной земле, ведь всем известно, что чистота часть веры мусульманина.
  • некоторые паломники умудряются курить во время Хаджа, что также является недопустимым.
  • хорошо было бы, если власти Саудовской Аравии для всех паломников проводили бы экзамен включающий вопросы на знания обрядов Хаджа и молитв, читаемых при совершении Хаджа и Умры, этикета пребывания в мечетях Масджиду-ль-Харам (Мекка) и в мечети Пророка (Медина), а также этикета нахождения в самих городах Мекки и Медины. Такого типа  миниэкзамена можно внедрить на местах не дожидаясь пока до этого додумаются саудиты или духовное управление мусульман на местах, таких как ДУМЕР, ДУМД и т.д. Например, с какого то села, кто-то собрался в Хадж, то местный имам должен принять у него экзамен на знания обрядов Хаджа и иных вопросов, связанных с Хаджем, либо в районе к которому относится данное село организовать бесплатные курсы по обучению желающих поехать Хадж. Те, кто прошел, курсы и сдал экзамен допускать к поездке в Хадж, кто не прошел, тот сидит дома и учит. Естественно эту идею не надо превращать в очередную кормушку для так называемых «псевдоалимов», нам пока достаточно одной и очень большой кормушки и обдираловки при получении виз на Хадж и Умру. Мы такое предлагаем только из чистых побуждений, чтобы, во-первых помочь самому паломнику и  во- вторых поднять культуру самих мусульман, а не для того чтобы создавать препятствия на пути паломников собирающихся в Хадж ведь их и так без экзамена очень много. Если на то будет воля Аллаха, то мы напишем отдельную статью на эту тему.

 

Духовная  подготовка:

Каждый паломник, направляясь в Хадж должен духовно быть готов для общения с Аллахом на священной земле. Многие просто едут на ура, не осознавая всю важность и значимость  пятого столпа Ислама. Не зря Хадж является пятым столпом ислама, после заката, поста в месяц Рамадан, пятикратного намаза и  шахады (убежденного свидетельствования, что нет бога кроме Аллаха и что Мухаммад — посланник Аллаха т.е мусульманин должен поэтапно, а порой и параллельно идти и дойти до пятого столпа ислама. Некоторые паломники нормально не совершают намаз, не держат пост и  не выплачивают закат,  но зато раз 5 или 10 едут в Хадж и всем об этом рассказывают с гордостью, так как будто стали олимпийскими чемпионами 5 или 10 раз. Но если расспросить что и как он делал в Хадже, то окажется что он даже молитвы не знает наизусть, не говоря уже о другом (поклонении, поведении и т.д).

Если спросить паломника вернувшегося с Хаджа, то некоторые скажут, что ничего особо трудного не было, и на это есть некоторое объяснение. Так могут сказать люди, действительно подготовленные, и осознано поехавшие в Хадж, но и есть такие, к сожалению, их большинство, которые поехали, как в турпоездку — походили, побродили, выполнили обряды и вернулись домой.

30 31

Чтобы не попасть в «большинство» необходимо на наш взгляд себя как минимум подготовить к полноценному Хаджу выполнив составленный Тобой план. Ниже нами  приведем примерный план  нахождения в мечети Масджиду-ль-Харам:

  1. Надо поставить перед собой цель постараться совершать все 5 фарз-намазов в мечети;
  2. Приветствием в мечети Масджиду-ль-Харам является не двухракаатный намаз, который совершают в других мечетях, а таваф (обход вокруг Каабы).
  3. Необходимо если есть у Тебя пропущенные в жизни фарз-намазы начать восполнять их, например совершать по 20 долговых намазов после каждого текущего фарз-намаза. Можно конечно увеличить или уменьшить их количество все это зависит от Твоей физической возможности, главное не переусердствовать иначе один два раза сделаешь по 100 намазов и потом перестанешь их делать. Если Ты тренировался, как мы писали в разделе физическая подготовка в течение года, то Ты будешь точно знать свои возможности и без каких-либо усилий выполнишь взятые на себя обязанности.
  4. Необходимо совершать также определенное количество суннат-намазов, если нет долговых намазов.
  5. Необходимо если умеешь читать Коран прочитывать по 10 или 20 страниц после каждого текущего фарз-намаза. Если не умеешь читать Коран, то до отправки в Хадж необходимо выучить хотя бы основные 10-20 сур Корана и читать их определенное количество раз.
  6. Необходимо читать определенное количество раз зикру, салават, тасбихи, дуа. Дуа могут быть на арабском языке, которые читал сам Пророк Мухаммад (да благословит Его и приветствует Аллах), другие Пророки, сподвижники и ученые алимы.
  7. Необходимо заранее подготовить еще свое дуа и выучить наизусть, в котором на своем языке и своими словами Ты просил бы у Аллаха благословения и прощения для себя, для родных, для близких, для всех мусульман и т.д.
  8. Необходимо определенное количество времени просто лицезреть на Каабу.
  9. Необходимо выпить определенное количество стаканов воды Зам-Зам с произнесением определенных дуа при этом.
  10. Необходимо обязательно при входе мечеть делать намерение об и`тикафе, чтобы получить воздаяние от Аллаха просто за то что находишься в мечети. И`тикаф – пребывание в мечети в течение  определенного времени с целью постоянного поклонения Всевышнему. За это можно получить вознаграждение, не делая ничего кроме намерения, помимо совершения ибадата (поклонения).

После совершения хотя бы того что мы тут написали Ты можешь сделать перерыв и позволить себе отдохнуть. Отдохнуть можно лечь там же где молился и подремать. Но если гостиница находится недалеко от мечети, то лучше нормально отдохнуть в гостинице и с новыми силами вновь прибыть в мечеть и начать все заново. В это свободное время  можно сделать фото/видео съемку, перекусить, а также поехать в те или иные почитаемые места в Мекке.

Составление плана позволить систематизировать свой день, который очень ценен на священной земле. Мы люди и поэтому не можем, просто физически постоянно находится в поклонении, следовательно, если мы будем выполнять свой план ежедневно, то останемся довольны собой и получим вознаграждение от Всевышнего за свою системность и постоянство.

Естественно чтобы весь этот  план для Тебя не стал непосильным и неподъемным, необходимо тренироваться, как мы писали в разделе физподготовка хотя бы один раз в неделю, по выходным проводя целый день в мечети. Не лишним будет, если подготовленный Тобой план покажешь своему имаму либо знающим людям чтобы они проверили Тебя, исправили и порекомендовали дополнительно, что можно улучшить.

План, составленный для нахождения в мечети Масджиду-ль-Харам можно с небольшими изменениями применять и при нахождении в долине Мина, Муздалифа, гора Арафат и в мечети Пророка (Медина).

В нашей статье мы указали то, с чем сами столкнулись во время паломничества, указали на свои, а также на  упущения и недостатки других паломников, которыми мы поделились с Тобой в надежде на то, что Ты будешь учиться на  чужих ошибках и не будешь их повторять, превращая в свои ошибки.

В хадисе, рассказанном Хаттабом, говорится: «По приближении Судного дня паломники будут разделены на четыре категории: правители и гордецы ради развлечения; богачи — ради торговли; бедняки — ради попрошайничества;  алимы — для показухи».

Поэтому Ты как Паломник делай все зависящее от себя, чтобы не попасть ни в одну из этих четырех категорий паломников.

В статье использован материал (информация, рассказы паломников, фотографии) паломника отправившегося в Хадж в 2013 году.

Конечно, мы не претендуем на то, что мы полностью все охватили и что Ты должен именно так и поступать, как мы написали, мы просто описали свою точку зрения на происходящее во время Хаджа. Надеемся на то, что наша статья будет полезна для многих паломников собирающихся в Хадж как для тех, кто едет впервые, так и для тех, кто едет в очередной раз. Мы не ставили целью задеть или обидеть кого-либо если кто — то узнал себя как в поступках, так  и в поведении. Никто и ничто не совершенны в этой жизни и поэтому у каждого из нас должно быть то к чему мы должны стремиться, что поможет нам в этой жизни и в жизни вечной.

Похожие статьи