С надеждой из села

Автор Тайгиб МУСАЕВ, Федеральная газета «Настоящее время».

Не секрет, в настоящее время наблюдается высокая миграционная активность жителей высокогорных районов. Массовый отток трудоспособного населения на равнину, видимо, можно объяснять только желанием людей найти для себя и своих потомков лучшие условия жизнедеятельности.

d23

В подобных условиях трудно сохранить традиционный уклад жизни горцев. Поэтому важно удерживать людей в горной зоне Дагестана, создавая необходимую инфраструктуру и социально­экономические условия.

Дорога закалки

Каждый дагестанец, который волею судьбы оказался далеко от своего высокогорного аула, вряд ли упустит возможность посетить горные территории республики. Недавно с радостью принял приглашение друзей поехать на выходные в Ахвахский район.

Отношение республиканской власти за последние двадцать лет к жителям Ахвахского района стало заметно сразу после села Нижнее Инхело, которое служит границей с Ботлихским районом. Асфальт заканчивается на окраине аула, который входит в относительно благополучный Ботлихский район. Дорога до Карата больше похожа на полигон для испытаний шасси автомобилей. Как стало известно, в ближайшие два­три года качество дороги до райцентра существенно вырастет – есть проект покрытия данного участка дороги асфальтом. Вроде и работа продвигается, и финансирование осуществляется.

Дорога от Махачкалы до Карата на качественной машине в среднем занимает около четырех часов. Да и усталость как таковая не накапливается, если не считать экстремальную езду от Андийского Койсу до райцентра. Этот участок пути, возможно, напрягает людей, которые часто проезжают по горному серпантину пока некачественной дороги. А человеку, который впервые видит приятные для взора аулы на склонах гор, не до неудобств езды. Красота и неповторимость архитектурных решений горцев радует глаз и сердце за то, что, несмотря на трудные условия, жители гор так жизнерадостны и трудолюбивы.

Все «прелести» езды по горным дорогам начинаешь ощущать через несколько километров после Карата – пришлось оставить автомашину «Калину» в селе Тадмагитль и пересесть на УАЗ. И такое происходит в солнечную погоду, когда в результате отсутствия обильных дождей река протекает по своему руслу, а дороги не размыты. По словам жителя села Лологонитль Омарова Омаргаджи, который приехал за нами к началу самой запущенной автодороги в Дагестане, зимой даже его внедорожник не может осилить эту дорогу. Оказывается, горцам приходится надевать на колеса специальные железные цепи. Сколько ездил по республике, но такую неудобную для езды дорогу еще не видел. Уже по приезде в их село заметил, что они вынуждены свои пристрастия автолюбителей ограничивать марками автомашин из Ульяновска.

Видно, что восьмикилометровый отрезок автодороги «Тадмагитль­Лологонитль» таит в себе опасности в любой сезон года, а зимой и весной особенно. По словам активиста и организатора местной школы Шарипа Рашидова, почти ежегодно жители села собирают деньги на ремонт и содержание дорожного полотна, но риск аварий на участке все равно остается очень высоким. В подтверждение своих слов он показывает возле речки искореженные останки попавшего два года тому назад в аварию автомобиля, в которой погибли два человека, а еще четверо стали инвалидами. Большую часть дороги мы прошли пешком: хотелось войти в роль горцев, чтобы лучше понять трудности жизни в подобных условиях.

Мосты на участке дороги – особая тема. Один мост (железный) из­за высокого износа и ржавчины провис на 1,5­2 метра, поэтому представляет угрозу для жизни проезжающих. Второй мост – небольшой и из стволов дерева построили сами жители аула. Такие кустарные мосты из подручных материалов вряд ли имеются в других районах Дагестана.

Еще на что обратил внимание – это на кучки строительных материалов (песок, камень и т. д.) на полянах возле автодороги. Оказывается, эти импровизированные склады под открытым небом. Дело в   том, что до этих мест грузы (раньше особенно каменный уголь) привозили на большегрузных машинах, а дальше только на бортовых УАЗиках. Нелегко представить, как хлопотно лологонитлинцам доставлять необходимые грузы в село и вывозить из села продукты своего труда в пункты реализации.

Между тем горцы хорошо отзываются о руководителе дорожно­эксплуатационного предприятия по Ахвахскому району Алиеве Газиявдибире, который не оставляет без помощи лологонитлинцев. Несмотря на сверхограниченные бюджетными нормативами возможности он ухаживает за дорогой, а также помогает при необходимости топливом и техникой.

Возможно, на содержание каких­то участков горных дорог и хватит небольших денег. Имеется в виду, если не требуются большие затраты по причине их качества или мягких климатических условий. Участок автодороги «Тадмагитль–Лологонитль», по словам руководителя организации, находится в самом плачевном состоянии и поэтому нуждается не в текущем ремонте и содержании, а в капитальном ремонте и даже реконструкции. Так как еще с советских времен не проводился капитальный ремонт дороги.

Разумеется, решить проблему дороги за счет поселенческого и районного бюджета или сбора денег населением невозможно. Так как это затратное мероприятие. Поэтому жители села обращались к руководству Дагавтодора и даже получили ответ за подписью Загида Хучбарова, где написано, что пока не располагают финансовыми возможностями по созданию хорошей автодороги до Лологонитля.

Уклад горцев

Видно, что жители этого горного села не унывают и даже находят оправдание действиям или бездействию власти. Как объясняют горцы, до Лологонитля государственная помощь не доходит по той причине, что жителей села, по идее, из­за постоянных оползней должны были давно переселить. Оказывается, уже несколько раз проводили геологический мониторинг, в результате которого эксперты пришли к заключению о необходимости переноса села в другое безопасное место. В самом ауле каждый год по несколько домов становятся непригодными и небезопасными для житья.

Между тем по архитектуре села заметна предрасположенность лологонитлинцев к строительному мастерству. Поэтому мне не совсем было понятно то, как же могли не угадать с местом закладки села предки. Как известно, еще издревле в горах Дагестана при выборе места поселения учитывали множество аспектов – природная защита от агрессоров, максимальное использование солнечной энергии для сохранения тепла в домах, экономия земельных ресурсов, безопасность жизни в плане избегания оползней, лавин и селевых потоков. Все стало ясно, когда собеседники рассказали о возрасте села. Оказывается, Лологонитль возник совсем недавно – во время войны ахвахцев из нескольких небольших аулов и хуторов обязали переехать на нынешнее место. При этом не предусмотрели опасность оползней из­за высокого содержания воды в почве. В итоге люди пришли к признанию бесперспективности строительства домов – последние годы в Лологонитле не построен ни один новый дом.

О важности и перспективах решения социально­экономических проблем жителей аула мы поговорили с одним из аксакалов села Хасу Алиевым – директором Лологонитлинской СОШ имени А. А. Акилова. По словам директора школы, в образовательном учреждении учатся 120 детей. В каждом из 12 классов (в 10 классе 2 группы) учатся в среднем 9­11 учеников. Не так уж плохо для села с населением более 750 человек (около 140 хозяйств). Хотя при лучшем демографическом положении детей могло бы быть и побольше. Интересом детей к учебе директор в целом доволен. Особенно с учетом того, что в результате хорошей сдачи ЕГЭ не остаются дети без аттестатов, и на разных олимпиадах ученики Лологонитлинской СОШ занимают высокие места.

d28

С его помощью посчитали не более 75 человек, трудоустроенных в самом селе. Четыре учреждения – школа (50 занятых), детский сад (около 20 работников), фельдшерско­акушерский пункт (4 сотрудника с учетом даже техперсонала) и центр досуга (2 человека) вряд ли станут местом приложения труда всех жителей села. Поэтому приходится лологонитлинцам выезжать в райцентр и города Дагестана. Кто работает в Карата, ведет хозяйство в родном селе, но значительную часть года могут приезжать в село только на выходные и праздничные дни, а также на время отпусков.

Конечно, горцы занимаются сельским хозяйством. Больше скотоводством и выращиванием картофеля и овощей. Есть и опытные пчеловоды. Один из них – Мусаладибир Алиев продемонстрировал свою методику ухода за пасекой. По словам знатного пчеловода, отрасль не каждый год приносит доходы. Например, в прошлом году из­за обилия дней с дождливой погодой почти весь собранный мед пришлось оставить в ульях. Ведь и пчелам надо зимовать и питаться.

Результативность деятельности зависит не только от трудолюбия горцев, но и от природных и других факторов. Например, в последние годы не совсем выгодно выращивать животных с дальнейшей продажей мяса. С кутана и других равнинных сел стали привозить в Лологонитль мясо по цене 170­180 рублей за килограмм, что делает труд скотоводов в горах не совсем выгодным. Понятно, что не может быть конкурентоспособным производство в горах, где продолжительность стойлового периода кормления на несколько месяцев дольше, а механизация трудовых процессов по заготовлению сена и уходу за животными на минимальном уровне.

Тем не менее горцы не перестают быть трудолюбивыми. Особенно в летнее время можно встретить лологонитлинских мастеров строительного дела не только в соседних селах Ахвахского района, но и других районах Дагестана.

Еще важной проблемой в селе остается недоступность своевременной и качественной медицинской помощи. Работники ФАПа, конечно, выполняют свою работу достойно, но в связи с большим числом пожилых граждан им нужно систематическое наблюдение со стороны врачей разных профилей. Поэтому в данном горном ауле нередки случаи, когда молодежь на носилках доставляет больных до моста, где их ждет карета «скорой помощи» из Карата. Дело в том, что машины, большую часть года, дальше проезжать не могут.

Радует только то, что нет в жителях Лологонитля иждивенческого подхода к государству. Все в один голос твердят, что сами решат все свои социально­экономические проблемы, но хотят надеяться на республиканскую власть хотя бы при создании автодороги хорошего (сносного) качества.

P.S. Может быть, будет оправданным проведение в следующем году III Международного фестиваля традиционной культуры «Цамаури» в Лологонитле. Благо, полян и красивых мест у ахвахцев немало. И дороги построят.

http://gazeta-nv.info/content/view/114592/109/

Похожие статьи