Имам и джамаат села

1 За последние 30 лет наше общество внешне сильно изменилось в религиозном плане  – строятся повсеместно мечети, открываются медресе, меняется внешний облик человека (манера разговора, внешний вид, поведение и т.д) однако внутреннее содержание (в сердце и в голове) явно не успевает созреть за столь быстро меняющимся внешним миром.

Внутренний мир человека пока развит в «сыром» виде, если сравнить человека  с автомобилем, то вроде бы создана новая модель автомашины, однако в ходе эксплуатации выявляются масса недостатков – плохо работают тормоза, дверные ручки отваливаются, на подъемах мотор перегревается и т.д иными словами такой  автомобиль можно назвать «сырым». Некоторые автомобильные заводы со временем устраняют эти неполадки в своих автомобилях, доводя выпущенную модель  как  говорится «до ума», но есть и другие заводы которые, так и не доведя «до ума» одну модель начинают выпускать уже другую новую модель такую же «сырую», как и предыдущую.

Теперь попробуем перейти от автомобиля к человеку, где новая модель автомобиля — это мы «новые» мусульмане, а автозавод – это наши дела и поступки. Мы часто стали употреблять слова типа иншаалагь, машаалагь и т.д используя их зачастую как слова паразиты типа «жи есть», «блин» и иных аналогичных слов не придавая этим словам их исконного смыслового значения. Во многих домах у нас появились на стенах картины с аятами из Корана, которые вешают в основном  для красоты, следуя моде, не придавая значения,  смыслам аятов. Сейчас каждый старается поехать в Хадж, кто-то умудряется поехать и по несколько раз, однако во время Хаджа и после него ничего плохого  в себе не меняет, не становится лучше, чем был ранее.  Большинство находят теперь и время прийти на пятничную молитву в мечеть, зачастую делая это механически, нежели осознано с трепетом в душе. Можно и далее перечислять аналогичные красивые внешние действия «новых» мусульман, однако мы  ограничимся лишь этими примерами.

Читая данную статью, каждый из вас может сказать — это не про меня, ко мне это не относится, я не такой или я не такая. Да, разумеется, это не про вас, а про нас, ведь мы видим соринку в глазу у другого, а у  себя и бревна не замечаем.

 

2В наше время в Дагестане редко можно встретить населенный пункт, где нет мечети и имама. В тех населенных пунктах, где нет мечети, люди, отводят небольшие  места для коллективных молитв, а функции имама берет на себя  авторитетный и наиболее знающий в вопросах религии  из этой общины человек. Сегодня большинство имамов населенных пунктов, выбирают джамаатом данного села или поселка где заработную плату имаму платят за счет взносов жителей данного села. Однако находятся и такие из джамаата которые не платят вовсе, тем самым нарушая обязательства перед имамом. Кто-то не платит из-за того что ему не нравится имам, кто-то просто игнорирует все решения принимаемые джамаатом, а кому-то просто жалко становится заплатить каких-то 100 рублей в месяц на содержание имама.

Люди, не выплачивающие денежную сумму имаму, утвердившему джамаатом, поступают подло как с точки человеческих отношений, так и с точки зрения Ислама. Чтобы было понятно приведем пример с маршрутным такси. Водитель маршрутного такси – это имам, пассажиры в нем  — это джамаат. Садясь в маршрутное такси,ты знаешь, что за проезд необходимо заплатить определенную сумму, установленную на данном маршруте, однако доехав до своего места назначения, ты выходишь из маршрутного такси не заплатив ничего, мотивируя это разными причинами водителю маршрутного такси – у меня нет денег для оплаты проезда, или я не заплачу, так как в машине играла громко музыка и у меня из-за этого заболела голова, либо  ты ехал медленно и я опоздал на работу, либо заставь меня заплатить, если сможешь и т.д. Что может ответить или сделать водитель маршрутного такси с тобой – скажет, что это халяль (бесплатный проезд), либо скажет что  это  харам (бесплатный проезд), либо побьет тебя  и т.д. Как бы не поступил водитель маршрутного такси, он будет прав, если будет действовать в рамках закона, так как он оказал услугу по перевозке людей,  соответственно каждый труд должен быть оплачен, если сам тот кто выполняет работу, не скажет, что он это делает бесплатно.

Аналогично водителю маршрутного такси имам проводит свое время в селе работая с джамаатом, соответственно данная работа должна быть оплачиваема для того чтобы имам мог содержать себя и свою семью. Если кто-то не согласен с кандидатурой имама, то он должен сказать это перед джамаатом, предложив другую кандидатуру, либо сказать что у него нет возможности платить по 100 рублей в месяц,либо назвать иные причины из-за чего он не будет платить зарплату имаму. Но если никто не выступил перед джамаатом против кандидатуры имама, то они обязаны платить зарплату имаму, ведь джамаат в котором он находится, обязался это делать перед имамом.

С данной проблемой столкнулись некоторые имамы села Лологонитль, которые в разное время являлись имамами — Саидов Саид (2011,2013,2014) и Рашидов Юсуп (2012). Они работали имамами села в разные периоды времени и по договоренности с джамаатом им должны были платить  по 10 тыс.руб в месяц. Однако им заплатили не полностью и на сегодняшний день задолженность джамаата села перед ними составляет 100 тыс.рублей, по 50 тыс.рублей каждому. Из-за постоянных неплатежей и задержек зарплаты имамы уходят и отказываются быть имамами в селе но, несмотря на это вновь возвращаются к исполнению обязанностей имама.

Всего на сегодняшний день в селе постоянно проживают 528 человек или 144 хозяйств. С хозяйства это получается ежемесячно по 80 рублей. Есть некоторые сельчане, которые постоянно игнорируют решения джамаата, считая себя выше джамаата, тем самым проявляя свою гордыню и презренное отношение к сельчанам.Те сельчане, которые не платят зарплату имаму, не смущаются пользоваться его услугами- слушают проповеди и выполняют за ним намаз в мечети, зовут его для участия на мавлидах и зикр, хоронят усопших под его руководством  и т.д.

Чтобы исправить эту ситуацию мы предлагаем кассиру джамаата Рашидову Шарипу в ближайшую пятницу поднять вопрос перед джамаатом о погашении задолженности перед бывшим имамом Саидовым Саидом и Рашидовым Юсупом в размере 100 тыс.рублей  предоставив для этого одну неделю, т.е до следующей пятницы. В случае если в течение недели не будет погашена задолженность перед имамами, предупредить злостных неплательщиков о том, что их списки  поименно с указанием Ф.И.О. будут вывешены на дверях мечети для всеобщего обозрения, а также предоставить нам список должников для опубликования на сайте. Пусть народ знает в лицо своих «героев».

Это не ультиматум, а просьба к сельчанам, кто не может или не хочет заплатить, то пусть скажет об этом, а не прячется в толпе за спинами односельчан как серая мышь. Заявить во всеуслышание о том, что они не хотят или не могут погасить задолженность не является зазорным, так как платить имаму или нет является добровольным желанием, зазорно будет быть в джамаате и не выполнять обязательства взятым на себя джамаатом. Если каждый кто не будет платить заявит об этом, то оставшиеся люди в джамаате поднимут размер взносов и будут не по 80 рублей собирать, а по 100 рублей для того чтобы  погасить задолженность.

Зная проблему по выплате зарплаты  в июне 2014 года новым имамом села стал Бадрудинов Каримула, который в предыдущие годы также был имамом села. Хочется поблагодарить его за то, что он стал имамом, зная проблемы с выплатой зарплаты, видимо им движет не материальное, а духовное составляющее при этом, придерживаясь следующего девиза «Деньги – не главное в жизни, главное – честь, совесть и довольство Всевышнего».

 

Похожие статьи